Многие, футбольные болельщики, в том числе даже продвинутые, не слышали о таком игровом термине, как «тривела», что неудивительно, так как футбольные комментаторы почти не используют в своих репортажах это определение. Сегодня мы расскажем подробнее об истории возникновения, технике исполнения, кто из игроков чаще использовал.
Что же такое тривела? История возникновения
Тривела – это техника исполнения удара по мячу внешней стороной стопы, или шведой. Чаще всего в таком элементе задействовано три пальца с внешней стороны стопы. Техника исполнения этого приема весьма сложна, поэтому немногие игроки используют её по ходу матча. При ударе шведой футболист словно подпрыгивает на опорной ноге, а внешняя часть как бы «причесывает» мяч в его нижней части, придавая сильное обратное обычному удару вращение.
Абсолютно большая часть действий с мячом в поединках производится внутренней стороной стопы, это объяснимо с точки зрения биомеханики человеческих ног, так как при этом человеку намного легче контролировать игровой снаряд и бить по нему. Удар или пас внешней стороной стопы – это совсем другой, намного более высокий уровень технического мастерства и координации движений, для большинства футболистов он словно означает выход из зоны комфорта и привычных действий на поле.
Название удара было заимствовано из португальского языка, также иногда фигурирует и испанская версия названия «tres dedos» (в переводе «три пальца»). Зародилась данная техника на уличных футбольных баталиях Южной Америки. Понятно, что конкретного времени и автора у приема нет. Очевидцы говорили, что впервые «на поток» тривелу поставил знаменитый бразильский форвард Артур Фриденрайх, чемпион своего континента 1919 и 1922 годов, умевший подкручивать мяч шведой так, что тот менял направление полета в воздухе.
Мастера исполнения
Позднее мастерами исполнения тривелы являлись бразильцы Диди и Эдер, хотя первый, справедливости ради, не так часто использовал этот прием, второй же запомнился своими пушечными штрафными, выполненными внешней стороной стопы с 30-35 метров.
В европейском футболе прошлых лет главным мастером тривелы являлся Франц Беккенбауэр. Его средние и длинные передачи шведой – это чистое искусство и наслаждение для футбольного гурмана. Кайзер Франц признавался в том, что в совершенстве владеть приемом ему помогла анатомия его ступней: у большинства людей они повернуты наружу, а у немца наоборот – внутрь, поэтому бить шведой ему было удобнее, чем внутренней стороной стопы.
Роберто Карлос
Теперь перечислим лучших мастеров тривелы недавнего и нашего времени. Роберто Карлос в интервью как-то сказал, что всегда наносил удар из левого нижнего края мяча в верхний правый для более закрученной траектории, и потратил целый год на обучение данному приему, причем его тренером был тот самый Эдер. При исполнении приема бразилец даже целился в находящийся в стороне от штанги рекламный щит, и предмет игры сначала летел в него, затем, благодаря сильному вращению «заворачивал в ворота». Думается, вы вспомните тот знаменитый штрафной французам.
Рикарду Куарежма
Португальский правый полузащитник регулярно использовал этот прием при навесах и ударах по воротам, это была его фишка. Главным и довольно простым секретом классного исполнения тривелы Рикарду Куарежма считал то, что при ее выполнении правой ногой нужно попасть в левый нижний угол мяча, и наоборот.
Лука Модрич
В наши дни настоящим королем удара шведой является знаменитый хорват. Своими ступнями Лука Модрич владеет словно руками, с легкостью выполняя данный прием как при пасе, так и угрозе воротам. Тривела для него является обыденным и привычным событием. С помощью такого элемента полузащитник забил немало голов и сделал несчетное количество классных передач. Любопытно, что Рафаэль Бенитес в недолгий период тренерства в мадридском «Реале» запрещал хорвату использование такого приема, так как считал его авантюрным и неэффективным.
В исполнении тривелы также были замечены Поль Погба, Дани Алвес, Деку, Месут Озил и другие известные футболисты.
Научное объяснение
Любопытно, но у техники выполнения приема есть четко выраженное физическое обоснование, которое называется эффект Магнуса – по имени немецкого физика Генриха Густава Магнуса, который в 1953 году занимался изучением поперечных сил, воздействующих на вращающиеся в воздушном потоке цилиндры. Эффект Магнуса объясняет отклонение вращающегося вокруг своей оси тела в направлении, перпендикулярном оси вращения или направлению движению тела. Таким же образом отклоняется от прямой траектории мяч при технике удара, о которой сегодня идет речь.
После скользящего удара по нижней боковой поверхности мяча, что придает ему вращение вокруг своей оси, тот летит по необычной траектории – сначала прямо, затем начинает отклоняться, описывая дугу. Это легко объяснить с точки зрения физики: при вращении кожаной сферы вокруг нее со стороны вращения создается зона низкого давления с более высокой скоростью движения воздуха, а с противоположной – наоборот: зона высокого давления с более низкой скоростью движения воздуха. К примеру, при вращении против часовой стрелки зона низкого давления будет слева от мяча. Так как воздух всегда стремится из зоны высокого давления в область низкого, то он начинает воздействовать на предмет игры, отклоняя его траекторию, и закручивая влево-вперед. Это наглядно видно по картинке на примере легендарного штрафного Роберто Карлоса.
Влияние качества мячей
Производители к большим турнирам стараются представить новые модели игрового снаряд, в которых часто меняется многое: количество соединительных панелей, толщина и длина швов и количество их стыков. Согласно научным исследованиям все эти параметры оказывают большое влияние на аэродинамику и яркость проявления эффекта Магнуса. Все мы помним знаменитый «неуправляемый мяч» Чемпионата Мира 2010 года в ЮАР «Джабулани», который, по словам футболистов, летал как ему вздумается и спонтанно менял траекторию. И все это происходило при обычных ударах, что уже тогда говорить о его полете после сильного и закрученного удара шведой. В последнее время производители несколько «стабилизировались» в этом вопросе и на время завязали с большими экспериментами.
Заключение
В футболе всегда появлялись кудесники, которые своим мастерством разукрашивали игру яркими красками, но лишь немногие футболисты могут похвастаться тем, что в совершенстве владеют приемом тривелы, который является по своему элитарным и подвластен лишь избранным, это блюдо для истинных гурманов. Нам, футбольным болельщикам, остается наслаждаться красотой исполнения этого приема от настоящих мастеров.