Если провести опрос среди болельщиков на тему: «Вам известно имя Майкла Эдвардса? А Юргена Клоппа?», то о втором будет наслышано 99,9% любителей футбола, а о первом могут не вспомнить и половина респондентов, особенно не английских. И это будет очень несправедливо, ведь заслуга Эдвардса, работавшего спортивным директором «Ливерпуля», в нынешних успехах команды, возможно, ничуть не меньше, чем легендарного немецкого тренера. Именно Майкл стоял у истоков создания нынешнего суперклуба, собрав последний состав «мерсисайдцев». Так кто же она, эта незаметная с виду фигура, но такая важная для последних успехов «красных»?
С чего все начиналось?
Эдвардс родился в Саутгемптоне, в детские годы занимался в академии клуба «Петерборо», но весь его футбольный путь ограничился молодежным составом. Еще в раннем возрасте Майкл проявлял большой интерес к футбольной аналитике и тактике игры. Он закончил колледж в Петерборо по специальности «Управление бизнесом и информатика», затем поработал учителем информатики в школе, а в 2003 году его взяли на работу в компанию «ProZone», в то время только начинавшую заявлять о себе в области спортивной статистики.
Эдвардс просматривал в записи огромное число футбольных матчей, разбирая их на отдельные тактические действия. Затем эти данные обрабатывались специальными программами. Компания росла, завоевывала авторитет в английском футболе, в результате чего многих ее сотрудников переманивали различные клубы. Так, Эдвардс стал работать в «Портсмуте», который тогда возглавлял Харри Реднапп.
В этой команде Эдвардс влюбил в себя всех, кем он только там не работал: видео-аналитиком, специалистом по тактике, техническим скаутом. Кроме этого, он был доверенным лицом игроков, которые постоянно заходили к нему в кабинет, чтобы обсудить любые вопросы тактики, силы соперников – Майкл был открыт и доброжелателен для всех. «Портсмут» удачно выступал, заняв 9 и 8 место в сезонах 2006/07 и 2007/08, выиграл Кубок Англии, после чего Реднапп пошел на повышение в «Тоттенхэм Хотспур», прихватив с собой Эдвардса.
Приход в «Ливерпуль»
В 2010 году «мерсисайдцев» выкупила американская компания FSG, а спортивным директором был назначен француз Дамьен Комолли. Тот был наслышан о талантах Майкла, и через год сумел переманить его из «Тоттенхэма» на должность главы технического отдела, вызвав сильный гнев владельца «шпор» Дэниела Леви.
«Я был поражен тем, насколько он умен, — сказал Комолли. — Мне нравится, как он бросает вызов общепринятым взглядам. Он как Билли Бин из фильма «Манибол».
В 2012 у руля «красных» стал Брендан Роджерс, с которым у Эдвардса не сложилось тесного взаимопонимания, но руководство клуба всецело доверяло уроженцу Саутгемптона.
Приход Клоппа и начало новой эры «Ливерпуля»
В 2015-м руководство «мерсисайдцев» выбирало главного тренера, и склонялось к кандидатуре Карло Анчелотти, но Майклу удалось переубедить всех, пролоббировав фигуру Юргена Клоппа. Эдвардс представил 60-страничное досье на немецкого тренера, в котором подробно обосновал свой выбор, что убедило остальных принять его точку зрения. В процессе подготовки отчета он даже заселялся в один и тот же отель вместе с Юргеном, чтобы лично наблюдать за ним. После прихода немца Эдвардс стал техническим директором, а в ноябре 2016-го спортивным директором клуба. Эти события ознаменовали начало нового славного этапа развития мерсисайдцев.
В дортмундской «Боруссии» Клопп в тесной связке работал с Михаэлем Цорком, который отвечал за трансферы и имел схожие с ним взгляды на футбол и развитие команды. В подобном ключе выстраивались и его отношения с Майклом – они могли подолгу спорить, но в результате всегда находили общий язык.
Принципы работы Эдвардса
Работа спортивного директора касательно трансферов «красных» строится на 3-х китах:
- Научный подход. Отдел Майкла подробным образом изучает статистические, аналитические выкладки, медицинские показатели каждого кандидата на трансфер. При этом его отнюдь нельзя назвать статистическим гиком – он открыт и весел, на короткой ноге общается с игроками, любит носить поло и кроссовки, а не строгие костюмы.
- Психология. Этот аспект для многих второстепенен, но для Эдвардса это очень важно. Спортдир изучает то, как игрок общается, адаптируется и ведет себя в коллективе, насколько он мотивирован в футбольном плане.
- Потенциал игрока. Затрачивая определенную сумму на футболиста, Майкл уже думает о будущем: сколько он будет стоить в дальнейшем, насколько выгодно можно будет его продать, взвесив потенциальную выгоду от нее и степень важности для клуба.
При этом спортдир «Ливерпуля» в социальном смысле является очень закрытым человеком, предпочитая оставаться в тени – он редко дает интервью и почти не «светится» в публичном пространстве. За Эдвардса, словно пазл собравшего нынешний состав «красных», красноречивее любых слов говорит качество его работы.
Трансферные успехи спортдира
Иногда кажется, что Майкл обладает навыками провидца или экстрасенса – настолько точны большинство его трансферных попаданий. Летом 2017-го Клопп хотел пригласить в команду своего соотечественника Юлиана Брандта, но Эдвардс настойчиво отговаривал его от этого, продвигая кандидатуру Мохамеда Салаха, в итоге купленного за 42 млн. евро. Время показало, насколько он оказался прав. Работа в связке с Клоппом строилась таким образом: спортдир находил жемчужину на трансферном рынке, готовил на нее объемный отчет, продвигая ее руководству, но последнее слово было за тренером. Чаще всего их мнения совпадали. Давайте перечислим остальные трансферные свершения уроженца Саутгемптона:
- Алиссон – куплен за 62,5 млн. евро у «Ромы» летом 2018-го.
- Вирджил ван Дейк – куплен за 84,65 млн. евро у «Саутгемптона» в январе 2018-го.
- Эндрю Робертсон – куплен за 9 млн. евро у «Халла» летом 2017-го.
- Ибраим Конате – куплен за 40 млн. евро у «Лейпцига» летом 2021-го.
- Луис Диас – куплен за 47 млн. евро у «Порту» в январе 2022-го.
- Диогу Жота – куплен за 44,7 млн. евро у «Вулверхэмтона» в сентябре 2020-го.
- Дарвин Нуньес – куплен за 85 млн. евро у «Бенфики» летом 2022-го.
Кроме того, Эдвардс умел не только покупать, но и выгодно продавать игроков, которые уже дали все что могли клубу. Примерами такого подхода являются:
- Садио Мане – куплен за 41,2 млн. евро у «Саутгемптона» в 2016-м, 6 лет верой и правдой служил клубу, после чего был продан «Баварии» за 32 млн. – неплохая выручка для игрока 30 лет, чьи лучшие годы все-таки были уже позади.
- Продажа Филипе Коутиньо в «Барселону» за 135 млн. евро в январе 2018-го. Это высший пилотаж трансферного мастерства – сбагрить пусть сильного, но в целом не оправдавшего лидерских надежд игрока, купленного ранее всего за 13 млн., за такую огромную сумму.
- Эдвардс мастерски умел продавать даже игроков второго плана – много ли вам скажут фамилии Райана Брюстера, Дэнни Ингса и Харри Уилсона? А ведь даже за них удавалось выручать приличные деньги.
Всего с момента назначения на пост спортдира уроженец Саутгемптона потратил на трансферы 479,6 миллиона фунтов стерлингов, а за вычетом доходов от продажи чистые расходы «красных» составили всего 117 млн. фунтов – это намного меньше, чем у других английских грандов и совсем немного для суперклуба, что говорит о продуманности трансферной политики команды.
Уход из «Ливерпуля»
Бытует мнение, что в последние годы нахождения в стане «красных» отношения Эдвардса и Клоппа охладели, и между ними уже не было той химии, как раньше, хотя Майкл этот тезис опровергает. После окончания контракта летом 2022-го спортдир покинул «мерсисайдцев», сказав о том, что 10 лет – вполне достаточный срок для работы в таком клубе, и настало время принять новый вызов. Сменил уроженца Саутгемптона на посту его заместитель Джулиан Уорд, и это весьма характерно для «Ливерпуля», руководство которого стремится сохранять преемственность. Правда, Уорд проработал всего год, вместе с ним ушли и другие специалисты: глава отдела аналитики Иан Грэм, видео-аналитик Питер Лейланд, специалист по разбору матчей Харрисон Кингстон. На пост спортивного директора был приглашен немец Йорг Шмадтке, но он сразу позиционировался как временная фигура.
Второе пришествие Эдвардса
После отъезда из Ливерпуля Майкл годик отдохнул, а затем вместе с вышеупомянутым Грэмом открыл компанию «Ludonautics», специализирующуюся на внедрении аналитической модели управлении футбольными клубами. Трудно подсчитать, скольким клубам, приглашавшим его занять разные высокие должности, отказал уроженец Саутгемптона – в их числе были «Челси», «Манчестер Юнайтед», «Эвертон» и другие.
Что же убедило Эдвардса вернуться в родные пенаты? Он отказался вернуться на прежнюю должность, но владелец клуба Джон Генри вместе с Майком Гордоном, президентом компании FSG, предложили ему такой вариант, от какого он не мог отказаться. Майкл стал директором FSG, причем эта должность была создана специально. Компания имеет большие планы по созданию целой футбольной империи по аналогу Red Bull, и Эдвардс будет руководить данными процессами с полной свободой принятия решений. Эта работа позволит ему во все красе проявить свой управленческий потенциал, а американским владельцам компании сосредоточиться на проектах за океаном. При этом Генри и Гордон могут быть спокойны за будущее команды – однажды их протеже уже перестроил «Ливерпуль», а сейчас будет координировать работу по постройке нового состава «красных».
Сейчас уроженцу Саутгемптона нужно сформировать управленческий штаб «красных», и эта работа уже ведется. Так, в конце марта было объявлено о назначении нынешнего спортивного директора «Борнмута» Ричарда Хьюза на такую же должность в «Ливерпуле». Это вполне объяснимый шаг в свете последних успехов «Борнмута». В настоящее время Эдвардс занят поиском главного тренера, который будет перестраивать команду после Юргена Клоппа. Так как Хаби Алонсо решил остаться в «Байере», среди главных кандидатов сейчас – Рубен Аморим, работающий в «Спортинге».
Заключение
Майкл Эдвардс – человек, который создал сам себя и внес огромный вклад в нынешние успехи «Ливерпуля». Своими успехами и трудолюбием он вполне заслужил возможность «порулить» большой мультиклубной империей, которая может появиться в ближайшие годы.